На 2015 год девелоперы заявляют рекордный объем торговых центров в России – более 2,6 млн кв. метров


В 2014 году российский рынок качественных торговых центров пополнился 1,63 млн кв. м площадей, снижение к предыдущему году составило 10%, свидетельствуют данные компании JLL. Впервые более 35% этого показателя составил ввод торговых центров в Москве - 602,6 тыс. кв. м, что является историческим максимумом столичного рынка и приравнивается к суммарному результату трех предыдущих лет.
В том числе в течение 4-го квартала в Москве было введено 317,5 тыс. кв. м, что в пять раз превышает показатель аналогичного периода прошлого года, а в России в целом - 800 тыс. кв. м, что на 16% ниже квартального показателя в 2013 году. Крупнейшими торговыми центрами 2014 года в Москве стали ТРЦ «Авиапарк» (228,5 тыс. кв. м GLA) и «Вегас Крокус Сити» (112,5 тыс. кв. м), в регионах - ТЦ «Амбар» (90 тыс. кв. м) в Самаре, ТЦ «Гринвич» 4 очередь (85 тыс. кв. м) в Екатеринбурге и ТЦ «Планета» (72,9 тыс. кв. м) в Новокузнецке.
На 2015 год девелоперы заявляют более 2,6 млн кв. м новых торговых площадей в целом по России. По прогнозам экспертов JLL, реально введено будет не более 1,9 млн кв. м, однако и такой результат может стать рекордным показателем для российского рынка ритейла. В том числе в Москве анонсирован ввод около 900 тыс. кв. м, но, по оценкам JLL, на рынок выйдет около 500 тыс. кв. м. Аналитики JLL отмечают, что значительную долю ввода 2015 года сформируют проекты, открытие которых было перенесено с прошлого года.
В числе крупнейших проектов 2015 года в Москве - «Кунцево Плаза» (66 тыс. кв. м), Columbus (136 тыс. кв. м), «Ривьера» (100 тыс. кв. м), MARi (70 тыс. кв. м), в регионах - ТЦ «Гудок» в Самаре (115 тыс. кв. м), ТЦ «Арена» (95 тыс. кв. м) в Барнауле и ТРК «Алмаз» (90 тыс. кв. м) в Челябинске.
«Динамика строительства и ввода новых торговых центров будет находиться под давлением рыночной ситуации - некоторые столичные и многие региональные объекты могут быть заморожены в связи со снижением спроса со стороны ритейлеров и недоступностью финансирования: девелоперы не будут начинать строительство новых объектов, а лишь будут заканчивать те, что находятся на продвинутой стадии, - отмечает Татьяна Ключинская, Директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL. - В то же время в небольшом числе региональных городов возможен запуск новых проектов в связи с абсолютной ненасыщенностью локального рынка качественным ритейлом и относительно высокой покупательной способностью. В таких городах, как Пермь, новые ТЦ с высокой долей вероятности будут пользоваться спросом со стороны ритейлеров».
По данным компании JLL, по итогам 2014 года снижение арендных ставок в торговых центрах Москвы составило до 20%. Средняя ставка аренды варьируется в диапазоне 0,4-1,45 тыс. долл. за кв. м в год, максимальная - 2,4-4,5 тыс. долл. в год. На фоне ожидаемого снижения развития экономики страны в 2015 году и роста конкуренции среди новых торговых центров аналитики JLL не ожидают улучшения данных показателей. Тем не менее, спрос на успешные качественные торговые центры будет стабильным, что поддержит ставки в топовых объектах на высоком уровне.
Текущая ситуация по-разному влияет на различные форматы арендаторов, отмечают аналитики JLL. Девальвация рубля и макроэкономическая неопределенность приводят к переориентации потребительского спроса. Особенно негативно это влияет на розничные компании сегмента «средний плюс», в то время как компании низкого ценового сегмента (масс-маркет, дискаунтеры), наоборот, приобретают новых покупателей. Ожидается, что меньше всего в кризисное время потеряют следующие группы арендаторов: продуктовые супермаркеты и гипермаркеты, детские товары и фуд-корт (исключая супермаркеты и рестораны высокого ценового сегмента, которые в большей степени находятся под влиянием санкций и ослабления рубля).
В 4-м квартале доля вакантных площадей в московских торговых центрах осталась на уровне предыдущего квартала и составила 6%, в то же время в целом за год показатель вырос на 3,5 п.п. В успешных торговых центрах с высокой посещаемостью и конверсией доля вакантных площадей не превышает 1%, что подтверждает их востребованность и в текущий период.
Материал подготовлен ИА «Российская недвижимость»