Оценку регулирующего воздействия хотят распространить на законопроекты Государственной Думы


23 апреля 2015 года в Общественной палате РФ обсудили перспективы распространения процедуры оценки регулирующего воздействия на законопроекты, разработанные Госдумой и другими субъектами права законодательной инициативы. Минэкономразвития и Общественная палата РФ сошлись во мнении, что процедура ОРВ должна предварять второе чтение. «Институт оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов был внедрен в правотворческую практику в 2010 году. Практика ОРВ была положительно оценена предпринимательским сообществом как инструмент донесения собственной позиции до органов власти. Однако она требует доработки и дальнейшего распространения», — открыл общественные слушания председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию малого и среднего бизнеса Дмитрий Сазонов. Целью ОРВ, по его словам, является определение возможных положительных и отрицательных последствий принятия проекта акта: выявление избыточных обязанностей, требований и ограничений для граждан и юридических лиц. «В настоящее время ОРВ распространяется только на проекты нормативных правовых актов, готовящихся в Правительстве РФ, в то время как законопроектов, инициированных другими субъектами права законодательной инициативы, процедура не касается», — отметил Сазонов. В декабре 2014 года Секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов обратился к Президенту России Владимиру Путину с предложением распространить институт оценки регулирующего воздействия на нормативные правовые акты, инициированные Государственной Думой и другими субъектами. 12 марта 2015 года был получен положительный ответ. Николай Остарков, первый заместитель председателя Комиссии по вопросам инвестиционного климата, считает, что незаинтересованность Госдумы в ОРВ — одна из главных проблем: «Мы поддерживаем институт и являемся одними из идеологов. Мы считаем, что нужно пересмотреть систему принятия решений в Госдуме и ввести обязательный пункт для всех законопроектов — позиция бизнес-организаций. Госдума категорически не поддерживает такие изменения». Директор Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадим Живулин привел статистику законодательного процесса Госдумы за последние несколько лет. Так, по его словам, Правительство вносит в Госдуму в среднем в три раза больше законопроектов, чем запланировано, нагрузка на систему принятия решений ежегодно увеличивается на 10-20%, в 2014 году процедуру ОРВ прошли только 328 законопроектов из 1688 внесенных, при этом принято было чуть более трети документов. «Усиление динамики нормотворческого процессы вызывает опасения и обеспокоенность деловых кругов и бизнес-сообщества — им нужны четкие и понятные механизмы воздействия на ситуацию. В России более 700 субъектов права законодательной инициативы, правотворческий процесс которых необходимо сделать более прозрачным и открытым», — считает Живулин. «Один из наиболее вероятных вариантов закрепления практики ОРВ в Госдуме — подготовка заключения ко второму чтению, когда концепция одобрена, а большинство поправок уже внесены. Это позволит сэкономить кадровые и организационные ресурсы», — добавил он. Материал подготовлен ИА «Российская недвижимость»