Сочи выиграл от снижения курса рубля


Резкое снижение курса рубля привело к росту внутреннего туризма и положительно сказалась на уровне загрузке отелей в Сочи, говорится в отчете Cushman & Wakefield «Туристский рынок Сочи 2014-2017».
По состоянию на конец 2014 г. предложение гостиничных номеров современного стандарта в Сочи составляло порядка 15,2 тыс. единиц (не учитывая апартаменты). Этот фонд включает объекты нового строительства, появившиеся к XXII Олимпийским играм, проходившим в Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года, а также реновированные/реконструированные существующие санатории и гостиницы. Для сравнения в 2012 году предложение качественных номеров составляло менее 2 тыс. номеров, таким образом, можно говорить о резком росте объемов предложения и формирования рынка нового качества - появились отели высокого ценового и качественного уровня, в том числе, управляемые международными гостиничными операторами.
Проведение зимних Олимпийских игр в 2014 году, как и предполагалось, повысило интерес внутреннего потребителя к Сочи. Новое гостиничное предложение, широкие конференц-возможности города привлекли в 2014 году более 87 крупных мероприятий, на следующий год запланировано уже 115 мероприятий, включая Международный турнир по хоккею среди женских команд, кубок мира и Европы по санному спорту, планируются гастроли Цирка дю Солей. В 2014 году в Сочи впервые проводилась Всемирная Олимпиада роботов, а также Этап Гран-При Формула 1 в России.
В то же время, событийный ряд, предлагаемый в Сочи, пока не достаточен для загрузки всей гостиничной базы, а мероприятия носят, в основном, локальный (краевой) характер - порядка 35% мероприятий имеют международный статус, остальные - российский, при этом более половины российских организованы краем и привлекают региональных участников.
По данным Cushman & Wakefield эффект от Олимпийских игр, выразившийся в резком росте загрузки отелей в феврале (до 70-80%), был кратковременным. Эффект «любопытства», на который рассчитывали отельеры, не сработал: в связи с событиями в Крыму внимание властей было переключено в марте-апреле с Сочи на Крым, дешевые перелеты были организованы именно в этом направлении, и массового наплыва желающих посмотреть на постолимпийский Сочи не было.
В то же время, несмотря на многократное увеличение объема рынка, в летний сезон гостиницы были заполнены практически полностью. При этом, несмотря на то, что спрос остается чувствительным к цене, заполняются как дорогие, так и дешевые отели.
Цены на размещение в целом по Сочи существенно разнятся и в зависимости от качества средств размещения колеблются от 750 рублей в некатегорийных средствах размещения до 20000 рублей и выше за стандартный номер в сутки в отелях верхнего сегмента. При этом между «ценой от стойки» и средней ценой продажи номера (ADR) есть значительная разница, что объясняется повсеместной практикой предоставления сезонных скидок, достигающих 80% и более от стоимости номера.
Средние цены продажи (ADR), учитывающие скидки низкого сезона и прочие колебания цен, в качественных гостиницах колебались в 2014 году в широком пределе от 1500 до 5500 и выше. В целом же, из-за «перегретости» рынка новым предложением, гостиницы не смогли удержать цены на уровне, соответствующем их классу: пятизвездные отели торговались на уровне 4500-6000 рублей (без НДС и прочих услуг), тогда как для такого уровня отелей стоимость в Москве составляет 9000-10000 рублей и выше. На период Олимпиады для гостиниц уровня 5* устанавливалась цена в 324-426 долларов (без завтрака), что примерно отражает реальную стоимость услуг отелей такого уровня.
За последние 2 месяца, в течение которых продолжалось существенное ослабление рубля, наблюдался активный отток туристов с зарубежных направлений и переориентацию их на внутренний турпродукт. По данным ведущих туроператоров России, спрос на поездки по международным направлениям сократился на 60%, при этом на внутренних направлениях спрос увеличился на 40%.
Сочи также удалось воспользоваться ростом спроса: в горнолыжном кластере основные гостиницы были зарезервировны еще в августе-сентябре. В настоящее время в декабре можно купить отдельные номера, но на январь уже практически нет свободных номеров, хотя отели держат квоту для бронирований «последней минуты». Февраль также выглядит достаточно перспективно: загрузка планируется на уровне 60-70%, даже несмотря на отсутствие устойчивого снежного покрова.
По окончании сезона отельеры надеются на активизацию внутреннего спроса на проведение конференций и семинаров - сейчас большинство компаний принимают решения о проведении выездных мероприятий внутри страны, как по финансовым, так и по политическим причинам.
Материал подготовлен ИА «Российская недвижимость»