Обзор портов Приморского края


Приморский край уникален своей портовой составляющей, на территории региона работают 11 портов и 2 порто-пункта. Большая часть портов имеют возможность работать круглогодично. Наибольшее количество портов расположено во Владивостоке и Находке – это нефтеналивные, торговые и рыбные. Все они с круглогодичной навигацией. Находка Находкинский морской торговый порт начал строиться в 1940 году, он является одним из трех крупнейших портов России на юге Дальнего Востока. Расположен в северо-западной части Японского моря, в бухте Находка, между мысами Астафьева и Шифнера. Бухта защищена от волнений и за счет этого обеспечена круглогодичная навигация судов дедвейтом до 70 тыс. т. В суровые зимы навигация осуществляется с помощью ледоколов. Всего в порту 21 причал общей протяженностью 3560 метров, два причала предназначены для приема пассажирских судов. В настоящее время порт принадлежит промышленной группе Евраз (ранее – Евразхолдинг). Основные направления деятельности: обслуживание судов, транспортное экспедирование экспортных грузов, перегрузка генеральных грузов, перегрузка лесных грузов, переработка грузов любой номенклатуры. Находкинский нефтеналивной морской торговый порт или Находкинский нефтепорт является крупнейший специализированный порт на тихоокеанском побережье России. Порт имеет 5 причалов общей длиной 520 м. в порту работает универсальный перегрузочный комплекс и сухогрузный причал длиной 160 м. В 2003 году в порту была сдана в эксплуатацию бункеровочная нефтебаза, с общей пропускной способностью 240 тыс. тонн в год. С марта 2002 года по июнь 2006 года владельцем компании являлась группа «Альянс», с июня 2006 года порт перешел в собственность ОАО «Роснефть», которое приобрело 97.5% обыкновенных акций ОАО «Находкинский нефтеналивной морской торговый порт». ОАО “Находкинский рыбный порт” - крупнейший специализированный порт Дальнего Востока по переработке рыбного сырья, рыбной продукции и продуктов питания, а также их хранения в надлежащих условиях. Пропускная способность 1,8 млн. тонн в год, причальный фронт состоит их 9 причалов с глубинами 10,75–11,75 м. Причалы с универсальной схемой механизации способны перерабатывать генеральные и лесные грузы. В 2006 году 90% акций порта приобрел один из крупнейших российских железнодорожных операторов — Дальневосточная транспортная группа (ДВТГ). Порт Восточный Вблизи Находки также расположен ОАО “Восточный порт”. Суммарная годовая мощность порта – 18 млн. тонн. Грузооборот порта составляет 11,3 млн. тонн, в том числе экспортные грузы – 10,7 млн. тонн. Преобладают навалочные грузы (около 90%). Из остальных – генеральные грузы (металлы, контейнеры, машины и оборудование, и химические грузы в таре). Автомобильным сообщением порт связан с Находкой. На территории порта имеется развитое складское хозяйство. Кроме ОАО "Восточный Порт" на территории порта работает ещё несколько крупных стивидорных компаний, а также множество компаний, обеспечивающих полный спектр услуг по экспедированию, таможенному оформлению, перевозке грузов различными видами транспорта, а также обслуживанию судов. Все они объединяются в единый транспортный узел ВОСТОЧНЫЙ ПОРТ. Владивосток ОАО «Владивостокский морской торговый порт» расположен на северо-западном берегу незамерзающей бухты Золотой Рог. Порт основан в 1897 году. Порт имеет 16 причалов общей длиной 4200 метров, два из них - грузо-пассажирские. Все причалы, за исключением причала 16, являются многоцелевыми (универсальными). Причал 16 специализирован на переработке крупнотоннажных контейнеров. Нефтеперевалочный комплекс располагает береговыми емкостями для хранения нефтепродуктов на 15 тыс. тонн. ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» располагается на южном берегу бухты Золотой Рог. Незамерзающая бухта Золотой рог хорошо защищена от ветров и имеет круглогодичную навигацию. Протяженность десяти причалов порта составляет 2020 метров с глубинами от 9,8 до 12,4 метра. Владивостокский морской рыбный порт представляет собой универсальный перегрузочный комплекс, способный помимо переработки рыбопродукции осуществлять грузовые операции с такими грузами как лес, металл, удобрения, целлюлоза, горюче-смазочные материалы и т.д. По имеющейся информации, ключевой пакет акций принадлежит компании «Евраз» (ранее «Евразхолдинг»). Владивостокский нефтепорт мощностью 2,5 млн тонн в год является собственностью АО “Приморнефтепродукт”. Посьет ОАО “Торговый порт Посьет” является международным портом и располагает 3 высокомеханизированными причалами. Для переработки и хранения грузов порт располагает складами открытого хранения, общая площадь складов составляет 25 000 кв. метров. Порт оказывает транспортно-экспедиторские услуги и услуги по складированию и хранению грузов, кроме этого он располагает прилегающими территориями под строительство новых причалов, имеет всю необходимую техническую документацию. В мае 2007 года в порту была сдана в эксплуатацию новая причальная стенка длиной 60 метров и складские территории. В 2004 году порт выкупила компания "Мечел", до этого владельцами порта являлись угольная компания ОАО "СУЭК" и компания "Лабрис". Порт Ольга Порт Ольга расположен в северных районах Приморья и является специализированным лесным портом. Также порт занимается перевалкой каботажных грузов в северные районы Приморья. Владельцем является АО “Ольгалес”. Порт Зарубино Бывший порт Зарубино, а ныне в “Морской порт в бухте Троица”, расположен на самом юге Приморского края, на стыке границ России, Китая и Северной Кореи. Удачное расположение порта не однократно привлекало внимание китайской стороны. В настоящее время контрольный пакет акций принадлежит ООО «ТрансГрупп АС», до этого владельцем порта являлась АК “Хасанский коммерческий порт”. Порт имеет возможность для перегрузки металлопродукции, лесопродукции, скоропортящихся грузов, навалочных грузов. Пластун Порт Пластун, принадлежащий крупной компании АО “Тернейлес”. Компания специализируется на лесных грузах. Мощность порта 1,8 млн. тонн в год. На территории региона также расположены несколько небольших по своим возможностям портов и порто-пунктов: Рудная пристань, принадлежащая АО “Дальполиметалл”, специализирующаяся на навалочных, генеральных грузах, нефтепродуктах. Порт-пункт “Светлая”, мощностью 300 тысяч тонн в год и принадлежащий АО “Приморсклеспром”. Подготовлено Анастасией Загоруйко по данным из открытых источников.